В Красноярском драмтеатре состоялась премьера моноспектакля "Песенки Вертинского"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.05.2022 12:10
0

Читать все комментарии

2104

Премьера моноспектакля Георгия Дмитриева "Песенки Вертинского" ("Концерт под крышей театра") состоялась на малой сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.

Актёр, получивший оперное образование, обладающий поставленным голосом и замечательно заявивший о себе на драматической сцене, показал ранее завоевавший зрительскую любовь моноспектакль "Я такое дерево" по произведениям Микаэла Таривердиева. И решил повторить успех...

И вот он выходит на подмостки - высокий, могучий - и поёт "странную песню" "Матросы": "Матросы мне пели про остров, где растёт голубой тюльпан. Он большим отличается ростом. Он огромный и злой великан".

Прямо как про себя пел Александр Вертинский, рост которого составлял 178 сантиметров... "Я больше не буду поэтом. Я в море хочу уплыть".

Если предыдущий спектакль был выстроен в минимуме декораций, то новая работа сценографа Татьяны Аккуловой, художника по свету Андрея Козлова и бдительно за всем надзирающего художественного руководителя Олега Рыбкина - это глубокий смысловой ряд, где смешались огромная земная сфера на заднике, в которой рефреном демонстрируются работы другого одинокого художника - Марка Шагала.

Это гримёрное зеркало с правой стороны сцены как основное место жизни музыканта, это отмеченная в виде цирковой арены площадка - как черта, переступать за которую артист не имеет права. И многочисленные чемоданы в углу: они просто сложены грудой, демонстрируя неприкаянность эмигрантской сущности большого русского артиста. И, наконец, сиротливо висящий в углу клоунский костюм, в котором певец часто выходил на сцену.

- Кафешантан возникло под крышей театра на один вечер как иллюзия, как сказка о каком-то другом мире, в котором даже печаль становится светлой, а сердце чистым и наполненным,- говорит Георгий Дмитриев.- Уникальность этого места заключается в том, что здесь мы можем, как в детстве, забравшись на чердак, хотя бы на время забыть о делах, проблемах...

В основе сценария, написанного самим Георгием Дмитриевым, мемуарная книга Александра Вертинского "Дорогой длинною...", к которой артист постоянно обращается. Сам концерт происходит в своеобразном кафешантане, где актёру принято петь, а зрителям - внимать ему, расслабленно смакуя шампанское и наслаждаясь текстами кумира эстрады первой половины XX века.

- Кто-то злобно шипел: "Молодой, да удаленький. Вот кто за нос умеет водить",- звучит песенка "За кулисами".- И тогда вы сказали: "Послушайте, маленький... Я забыл то, чего не хотел бы забыть. И осталась лишь фраза: "Послушайте, маленький. Можно мне вас тихонько любить?"

Сам Георгий Дмитриев советует прочесть книгу:

- Вы будете пить мёд каждую страницу. Вы увидите, как текст, написанный сто лет назад, открывается сегодня.

И тут же, раскрывая книгу, цитирует его фразы, допустим, о женщинах: "Время молодости - это уникальное время романтики и встреч с прекрасными дамами. Первая любовь приносит как радость, так и разочарование... Влюбился я как-то в балерину - капризную и жадную невероятно. Я покупал всё, что она захочет, но ей всего этого было мало. Гуляли мы с ней как-то по Мясницкой, где в витринах магазинов выставлены шарикоподшипники. "Муся,- говорю я,- вот шарикоподшипники. Купить вам?" - "Купите..." - "А зачем?" - "Так. Пусть лежат..." И если вспоминать о женщинах, то могу заявить следующее... Много крови и слёз стоили мне они, но без женщин жизнь моя была бы пресна и безвкусна, как гороховый кисель".

Уникальность этого кафешантана в том, что граница между сценой и зрительным залом исчезает, а зритель и артисты оказываются невероятно близки.

Песенки и тексты из книги Александра Вертинского - уникального поэта, композитора, певца, творчеством которого восторгаются уже больше века, ставшего эталоном вкуса, стиля, изысканной поэзии, тонкого чувства юмора и светлой печали - звучат в исполнении Георгия Дмитриева под фортепианный аккомпанемент Максима Филюшко.

- Впервые я услышал песни Александра Вертинского не с пластинки, а на концерте в исполнении баса с низким бархатным голосом,- рассказал Георгий Дмитриев.- Он в молодости буквально сбежал из своего маленького провинциального городка в Москву, поступил в консерваторию, окончил её и даже был приглашён в Большой театр. Но так сложились обстоятельства, что он вынужден был вернуться в свой маленький городок, где прожил всю оставшуюся жизнь. Он много пел, но часто вспоминал о том шансе, который предоставила ему судьба и которым он так никогда не воспользовался. Он особенно любил творчество Вертинского, но пел исключительно всего одну песню - "Бал Господень". Когда кто-то спросил: почему? Он ответил просто: "То, что написано в этой песне, также случится и со мной". Всё так и произошло. Всем несбывшимся мечтам посвящается...

"В пыльный маленький город, где Вы жили ребёнком, из Парижа весной к Вам пришёл туалет. В этом платье печальном Вы казались Орлёнком, Бледным маленьким герцогом сказочных лет... В этом городе сонном Вы вечно мечтали О балах, о пажах, вереницах карет И о том, как ночами в горящем Версале С мёртвым принцем танцуете Вы менуэт..."

О, Максим Филюшко - отдельная песня в этой постановке! Если в моноспектакле "Я такое дерево" музыкант существовал отдельно, то в "Песенках Вертинского" Георгий Дмитриев позволяет себе нечто большее: то он с изрядной долей юмора во время исполнения очередного номера вдруг подсаживается к аккомпаниатору на тесный его стульчик со словами "А ну-ка, подвинься!", то, выходя на поклон, изображает дуэт а-ля Пат и Паташон, где с высоты своего двухметрового роста снисходительно поглядывает на маленького товарища по сцене.

- Почему Вертинский? - задаёт вопрос Георгий Дмитриев и сам же на него отвечает: - Это связано с простым чувством - любовью к творчеству Александра Николаевича. На протяжении многих лет я исполняю его песни. И каждый раз, взрослея, открываю в них что-то новое. Для меня творчество Вертинского - отдельный космос, в котором хочется полетать. Каждый раз находить новые планеты, и даже залетая на старые, открывать их с иной стороны. У Вертинского есть главный девиз, это название его песни - "То, что я должен сказать". И репертуар для спектакля я подбирал по этому принципу. В данном случае песенки Вертинского, при всей моей любви к этому автору, не цель, а средство. Средство откровенно поговорить со зрителем на какие-то простые темы.

Георгий Дмитриев отмечает: неслучайно под крышей возник кафешантан - кафе, в котором принято петь.

- Зрители почувствуют себя по-новому в привычном месте - малом зале нашего театра,- говорит артист.- Смогут открыться чувствам, которые они, как им кажется, давно забыли. Очутиться в этом мире грёз и фантазий им помогут песенки Вертинского. Именно песенки, а не песни. Вертинский сам так называл свои произведения. Он был очень прогрессивным человеком: ещё до революции отдавал ноты в издательство. Написал - сразу напечатал. Свои произведения называл песенками. Хотя порой у этих песенок очень грустное содержание. Несерьёзное название поначалу расслабляет человека, а потом даёт заглянуть в самую глубину...

Настоящая любовь, отношения мужчин и женщин, судьба артиста - песенки раскрывают самые разные темы. И каждая из композиций заставляет задуматься о чём-то важном. Стоит заметить, насколько драматичны произведения Александра Вертинского, каждое из которых несёт в себе трагический финал.

Одна песня "Ваши пальцы пахнут ладаном", написанная для звезды немого кино Веры Холодной и, к сожалению, в программу спектакля не вошедшая, уже говорит о многом, а ведь таких "песенок" у него множество - "Лиловый негр", "Маленький креольчик", "За кулисами".

- Вертинский для меня - идеальное сочетание, когда актёр драматического театра может соединиться с музыкантом,- размышляет Георгий Дмитриев.- Каждая песенка - целый спектакль в несколько минут, отдельная история, где есть начало и конец. Эти произведения написаны девяносто - сто лет назад, но они абсолютно актуальны сегодня. Они про нас, про то, что мы чувствуем. Это классика. А классика - не нафталин.

Справка

 

Александр Николаевич Вертинский. Родился в Киеве в 1889 году. Русский и советский эстрадный артист, киноактёр ("Анна на шее", "Заговор обречённых", "Великий воин Албании Скандербег"), композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.

Добровольно отправился на фронт Первой мировой войны в 1914 году санитаром военно-транспортного поезда, сделав в общей сложности 35 тысяч перевязок. Получив лёгкое ранение, вернулся в Москву. С 1915 года выступал на эстраде, создавая особый образ Пьеро при помощи костюма и грима. Эмигрировал из России в 1919 году. Выступал в кабаре и ресторанах во многих странах мира. В 1943 году вернулся в СССР.

Лауреат Сталинской премии II степени. Умер в Ленинграде в 1957 году в возрасте 68 лет.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры