В библиотеке имени А. М. Горького читатели встретились с писателем Эдуардом Русаковым

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.04.2022 15:47
2

Читать все комментарии

4095

"Заклинатель слов" Эдуард Русаков

Заслуженный работник культуры Красноярского края, писатель, в недавнем прошлом - обозреватель газеты "Красноярский рабочий" Эдуард Русаков встретился с читателями в "Литературной гостиной" городской библиотеки имени А. М. Горького.

Любопытно, что, согласно мнению организаторов "гостиной", данная встреча выделялась из числа подобных тем, что послушать Эдуарда Ивановича пришло около четырёх десятков читателей, в отличие от тех мероприятий, на которые стекалось значительно меньше людей. Причём присутствовали люди разных возрастов - от студентов до пенсионеров.

Однако это так, к слову пришлось, а сам виновник торжества в течение отведённого часа не без юмора рассказывал о себе, о своём творчестве, читал рассказы разных лет, отвечал на многочисленные вопросы.

- Постараюсь вас не переутомлять,- начал разговор Эдуард Иванович.- Учитывая, что в прошлом я врач-психиатр, своих клиентов всегда жалею и берегу их здоровье. Рад, что в этой библиотеке много моих книг. Однако я принёс с собой то, чего нет и не может быть ни в какой библиотеке. Имею в виду своё творчество юных лет.

Впервые сочинять стихи и прозу Эдуард Русаков начал в школьные годы. Вспоминает, как ещё до школы, в детском садике, не умея писать, любил книжки. Правда, больше разрисовывать. На вопрос, кем он станет, всегда отвечал, что будет писателем и художником. Мама одёргивала: "Ты определись, кем хочешь стать".- "И писателем, и художником,- твёрдо отвечал мальчик.- Ведь в каждой книжке должны быть картинки".

- Когда учился в четвёртом - пятом классах, начал пописывать стишки, потом прозу,- рассказывает Эдуард Иванович.- Где-то в 1955-1956 годах появилась повесть "Тайна чёрной степи", где главными героями стали американские шпионы и советские контрразведчики. Писал, затем приносил в школу, пускал по рядам, ребята читали, требовали продолжения. Из всего тогда сочинённого сохранилась одна тетрадка - написанная от руки приключенческая повесть "Конец Голубого Креста". Тут я и писатель, и художник.

После школы он поступил в Красноярский медицинский институт, по окончании которого около двадцати лет проработал врачом-психиатром, заочно отучился в Литературном институте.

- На втором курсе мединститута, в 1962 году, познакомился и подружился с будущим писателем, ныне президентом Русского ПЕН-центра Евгением Поповым, который, будучи на три года меня моложе, учился в десятом классе десятой школы,- продолжает рассказ Эдуард Иванович.- Мы с ним и ещё с двумя-тремя товарищами решили издавать собственный журнал "Гиршфельдовцы". Был тогда такой бродяга, авантюрист, фантазёр в Красноярске по фамилии Гиршфельд. Нам он казался романтической и эпатажной фигурой. В честь его мы и назвали свой юношеский литературный журнал, который печатали на пишущей машинке - получалось не больше двадцати экземпляров.

Умудрились они выпустить три номера: тексты печатали на машинке, страницы прошивали, делали картонные обложки, сами иллюстрировали. Там публиковались произведения разных авторов, в том числе стихи и рассказы Русакова.

- В журнале я напечатал также и свою статью о запрещённом тогда Борисе Пастернаке "Заклинатель трав", перерисовал портрет поэта с фотографии,- продолжил писатель.- Третий номер открывался эпиграфом из Андрея Вознесенского: "В век разума и атома Мы - акушеры нового. Нам эта участь адова По нраву и по норову". Понятно, кого мы любили... Из красноярских поэтов нам были близки Роман Солнцев, Зорий Яхнин, Слава Назаров, Аида Фёдорова. Успели познакомиться с Майей Борисовой, которая вскоре уехала из Красноярска. В конце номера - несколько дружеских шаржей, один из которых я посвятил Жене Попову. Десятый класс - и уже бородка, которую ему очень хотелось завести едва ли не с первого класса. Когда учителя стали ругать его за бороду, он взял у врача-дерматолога справку, в которой было написано, что он якобы страдает дерматозом, раздражением кожи, и может не бриться. И до сих пор ходит с бородой.

Где-то через год журнал прикрыли. И не потому, что там что-то антисоветское было. Просто тогда по всей стране шла идеологическая чистка. И Красноярск не остался в стороне. В газете "Красноярский рабочий" была опубликована обзорная статья некоего Захарова о том, что надо растить молодых борцов за коммунизм.

- Автор упомянул и меня: мол, нашёлся и у нас безусый щелкопёр, пишущий упаднические стишата. Была там и цитата из моего юношеского, декадентского стихотворения: "Ни о чём не жалею, Ничего не желаю. От стыда не алею, от любви не пылаю. Зябли зяблики в роще. Осень бродит по чаще. Мысли плыли наощупь, просыпались всё чаще. От забот не укрыли и надежды украли. Губы рано остыли, плечи рано устали". Должен признаться, когда писал, меня больше интересовали, рифмы, диссонансы, звукопись. В конце заметки, впрочем, ставился вопрос ребром: где, в какой среде рос и воспитывался этот моральный урод? Куда смотрели комсомольская организация и товарищи по институту?! У меня двойственное отношение к публикации: с одной стороны, обидно, с другой - радостно, всё-таки моё стихотворение в газете напечатали. Попова, кстати, тогда исключили из комсомола, в котором, к слову, он не состоял. Меня хотели выгнать из института, но пожалели,- поведал Эдуард Иванович.

Долгие годы Русаков не мог ничего опубликовать. Разве что в газетах - родном "Медике", а также в "Красноярском комсомольце". Первый рассказ в альманахе "Енисей" появился в 1966 году, первая книжка под названием "Конец сезона" вышла в 1979-м в Красноярском книжном издательстве с предисловием некогда известного московского писателя Николая Евдокимова.

А за всю жизнь в разных издательствах - государственных и частных - разными тиражами Эдуард Иванович выпустил более тридцати свих произведений. За книгу "Майский сон о счастье" в 2015 году был одним из первых отмечен Международной литературной премией имени Фазиля Искандера.

Далее писатель прочитал наиболее запоминающиеся фрагменты из рассказа "Золотые купола": "Золотые купола, золотые победные пятна на фоне чёрного мрака, мне никогда не забыть этой красоты. Не забыть и не вернуть". Также полностью прозвучали небольшие произведения "Гей, славяне!", действие которого происходит в... психиатрической больнице, "Вирус правды", чья идея была навеяна недавней пандемией, смешной "Навигатор", кое-что о любви - "Гейша Катюша".

Вопросы из зала

- Как появилось произведение "Палата N 666"?

- Сейчас трудно вспомнить. Как-то родился, как-то сочинился... Конечно, в основе - воспоминания о своей врачебной деятельности. Там есть элементы фантастики, фантасмагории. Вообще, если данный вопрос задать по отношению к любому рассказу, трудно будет ответить, потому что неизвестно, как и что рождается. Сочиняется - и всё. Последний год плохо пишется, хотя знаю, если себя заставить, что-то получится. Дневники писать могу, мемуары, а настоящее творчество, сочинительство, когда на первой странице не знаешь, что случится на третьей - это важно.

- Каким образом и когда в вашем сознании появился город Кырск? И нет ли в вашем воображении другого, более звучного названия? Например, Карск?

- Если заглянуть в далёкое прошлое, то, может быть, название родилось, когда я гулял в районе железнодорожного вокзала, мимо товарных поездов, и обратил внимание, что на многих вагонах "Кр-ская ж. д.". И что тут долго придумывать? Можно, наверное, вообще не менять названия - пусть будет Красноярск. Но лучше всё-таки, чтобы было вымышленное название, потому что среди моих персонажей есть и высокопоставленные лица. Если напишу - "губернатор Красноярского края", придётся оправдываться перед реальным человеком. А Кырск? Поди поймай...

- Когда-то прочитала ваш удивительный рассказ с потрясающей концовкой "Удар молнии". И вдруг откуда-то узнала, что чешская поэтесса Гана Сусткова, хорошо знакомая с вашим творчеством и отмеченная в 2008 году в Красноярске специальным дипломом "За особые достижения в творчестве и активный интерес к сибирской прозе" ежегодной Всероссийской премии имени В. П. Астафьева, посвятила лично вам два своих стихотворения - "Удар молнии" и "Красноярску - истинный Русаков". Что вам известно об этом?

- Не знаю об этом и очень удивлён вашим сообщением.

Наша справка

Эдуард Иванович Русаков. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Врач, писатель, журналист. Родился 31 октября 1942 года в Красноярске. В 1966 году окончил Красноярский медицинский институт, в 1979 году - Литературный институт имени А. М. Горького. С 1966 по 1981 год работал врачом-психиатром. С 1991 года - обозреватель газет "Евразия", "Вечерний Красноярск", "Сегодняшняя газета", "Красноярский рабочий". Автор книг: "Конец сезона", "Белый медведь", "Театральный бинокль", "Майский сон о счастье", "Смотри, какой закат!". Член Союза российских писателей и международного ПЕН-клуба. Проза Эдуарда Русакова переводилась на многие языки - немецкий, французский, венгерский, финский, японский, латышский.

Комментарии (2)

Дай Бог Русакову здоровья и долголетия Спасибо за все им написанные книги. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


02.01.2023 00:29

"Невозвращенец" (Гиршфельдец)

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры