Балет "Катарина" - грандиозное шоу в духе императорских театров

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.12.2021 18:24
0

Читать все комментарии

3532

Прошло совсем немного времени после завершения II фестиваля Дмитрия Хворостовского, в рамках которого мы познакомились с любопытным прочтением моцартовского "Дон Жуана", а театр оперы и балета опять заинтриговал зрителей, пригласив их на ещё одну событийную премьеру.

Выбор его художественного руководства пал на настоящий раритет - балет "Катарина, или Дочь разбойника", некогда чрезвычайно популярный, а потом забытый более чем на 130 лет.

В основе сюжета "Катарины" один из эпизодов жизни выдающегося итальянского художника XVII века Сальватора Розы - героя целого ряда литературных и музыкальных произведений. Автора либретто - прославленного хореографа Жюля Перро - заинтересовал такой факт биографии Розы, как его творческая работа в горах Абруццо, где он был взят в плен разбойниками.

В балете, помимо художника, главными персонажами становятся предводительница шайки разбойников Катарина и безответно влюблённый в эту дерзкую и отважную красавицу её помощник, её "правая рука" Дьяволино. В содержании балета переплетаются сражения, погони и любовный "многоугольник" (за сердце Катарины борются художник и Дьяволино), вдовушка Флоринда не хочет уступить Катарине своего бывшего возлюбленного Сальватора, а к Флоринде, в свою очередь, неравнодушен Герцог Альбано.

Возрождённое детище Жюля Перро и композитора Цезаря Пуни состоялось в нашем городе на уровне, превзошедшем все ожидания. Я принадлежу к той части завсегдатаев Красноярского театра оперы и балета, которая не пропустила ни одного его спектакля со времени первого творческого сезона, и смело могу сказать, что никогда до сих пор все до единого компоненты балетного спектакля не пребывали в столь завидной гармонии, какая достигнута в "Катарине".

В последние годы красноярцы привыкли к тому, что такие жемчужины классического репертуара, как "Спящая красавица" и "Дон Кихот", идут в нашем городе с огромными сокращениями. На сей раз постановщики отказались от такой тенденции и подарили публике грандиозное шоу в духе пышных и масштабных спектаклей императорских театров.

Авторы сибирской "Катарины" проделали огромную работу по превращению в единое целое хореографического и нотного материалов, "разбросанных" по разным европейским странам. Юлиана Малхасянц и Сергей Бобров использовали язык жестов и танцевальную лексику, типичные для старинных спектаклей, и очень органично, мастерски соединили традиции романтического балета XIX века с техническими элементами гораздо более позднего происхождения (особенно в мужском танце).

Детально разработаны постановщиками и прекрасно прочувствованы артистами не только танцевальный, но и сценический рисунок каждой роли: от центральной до эпизодической. Особенно показательной в этом отношении представляется сцена в трактире, впечатляющая своим визуальным "многоголосием". От внимания зрителей не ускользают ни старания музыкантов развлечь знатных посетителей, ни перебранка Катарины с Флориндой, ни "диалог" Дьяволино и одураченного им Пажа.

В высшей степени удачно подобраны исполнители всех без исключения ролей. Контрасты сложного, многогранного характера Катарины безошибочно передают (и как актрисы, и как танцовщицы) Елена Свинко, Наталья Боброва и Анна Федосова.

В премьерных показах спектакля мне довелось увидеть в роли художника трёх солистов. Трудно отдать предпочтение кому-либо из них. Гость из Большого театра Якопо Тисси буквально рождён для романтического амплуа. Но то же можно сказать и о наших Юрии Кудрявцеве и Матвее Никишаеве, не уступающих московскому гастролёру ни в танцевальной технике, ни в сценической выразительности.

Любимец красноярской публики - сверхтемпераментный, азартный виртуоз - Георгий Болсуновский, как и следовало ожидать, проявил свои лучшие природные и профессиональные качества в партии-роли Дьяволино.

Что же касается Марчелло Пелиццони, то ранее я считала его исключительно лирическим танцовщиком. И появление итальянца, несколько лет назад ставшего сибиряком, в образе неистового разбойника оказалось для меня настоящим сюрпризом. Браво, Марчелло, за продемонстрированное чудо перевоплощения!

Украшает спектакль и участие в нём тонкой и глубокой танцовщицы Анастасии Осокиной в роли Флоринды. Очень хороша и другая Флоринда - перспективная молодая солистка Анна Саленкова.

В ролях комедийного плана особенно выделяются Кирилл Литвиненко (Герцог Альбано) и Даниил Костылев (Паж). Достойны похвалы все артисты в ролях музыкантов, а также подруг Катарины и друзей Дьяволино. До чего же здорово исполняют они юмористический танец гондольеров! Великолепно поставлены и отлично, с эмоциональным подъёмом исполняются кордебалетом многочисленные массовые танцы.

Огромный вклад в успех спектакля сделан сценографом Альоной Пикаловой, которую вдохновили при создании декораций пейзажи Сальватора Розы. И до чего же красочны и разнообразны костюмы, рождённые фантазией Елены Зайцевой!

Восторженному восприятию нового спектакля способствует и его музыкальная составляющая. Трудно представить себе лучшую интерпретацию сочинения Цезаря Пуни (в инструментальной реконструкции Петра Поспелова), чем та, которой радует оркестр под управлением Ивана Великанова. Редкостной выразительностью покоряют соло скрипки (Дмитрий Косолапов) и гобоя (Александр Дыдарь).

Возвращаясь к талантливому режиссёрскому решению возрождённой "Катарины", невозможно обойти молчанием такой остроумный ход, как показ изумлённой публике всех трёх (одного за другим) совершенно разных вариантов финала балета: "трагического" (по версии Ж. Перро в лондонской постановке 1846 года), "драматического" (вновь по версии Ж. Перро, но уже в Петербурге в 1849 году) и "счастливого" (по версии Энрико Чекетти в Петербурге в 1888 году).

Спектакль длится три с половиной часа. По нынешним меркам это очень долго. Но времени не замечаешь благодаря увлекательности происходящего на сцене. Спасибо театру за такой прекрасный подарок!

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры