И вновь - театр! И вновь - "Князь Игорь"!

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.09.2021 14:42
0

Читать все комментарии

1611

Известные арии, ласкающие слух мелодии, знаменитые "Половецкие пляски" - удовольствие для тех, кто всё лето скучал по любимым жанрам музыкального театра. Всё это об опере "Князь Игорь" Александра Бородина, которой Красноярский оперный откроет 44-й творческий сезон 18 сентября.

Этот спектакль по праву считается визитной карточкой Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского. И потому, что именно "Князем" он открывался в 1978 году, и потому, что выполнен масштабно. Сложные декорации, около 400 костюмов, отражающих далёкую и легендарную эпоху истории Руси.

- В спектакле использованы классические технологии изготовления мягких объёмных декораций,- рассказывает заместитель директора по постановочной части Андрей Кузьменко.- Это очень трудоёмкая технология, которая сейчас используется крайне редко. В репертуаре нашего театра "Князь Игорь" - единственный спектакль, где она применена как основная, что делает постановку богатой визуально. За счёт тканевого объёма при сценическом свете создаётся очень красивый рельеф.

Опера рассказывает о событиях, происходивших на Руси в XII веке - походе князя Игоря на половцев, описанном в известном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Всё оборачивается неудачей - русские попадают в плен. Хан Кончак относится к князю как к дорогому гостю и предлагает ему свободу, если тот откажется от попыток завоевать половецкие земли. Игорь Святославич честно отвечает на это, что как только будет освобождён, снова соберёт войска на половцев.

Что особенно интересно в этом произведении - на сцене сталкиваются два разных мира: славянский (оседлые земледельцы) и восточный (степняки-скотоводы). Оба масштабные и величественные, оба самодостаточные - они предстают в этой опере рука об руку, завораживая зрителей внутренней энергией, которая раскрывается через каждого героя, а также через русский и восточный народы, который представляют артисты хора.

- Эта опера особенно интересна своей орнаментикой,- говорит заслуженный работник культуры Красноярского края, главный хормейстер театра Дмитрий Ходош.- В музыке, характеризующей половцев,- восточный орнамент, украшения и в хоровых фрагментах, и в ариях Кончаковны. Например, хор половецких девушек "Сядет солнце, ночь настанет". Очевидно, что композитор тщательно изучал восточную культуру при написании музыки, ему удалось через неё передать красоту племён, веками живших в непосредственном контакте с Русью.

Произведение Бородина считается жемчужиной русской оперы. Музыкальный материал отсюда давно разошёлся на цитаты. Например, хор "Улетай на крыльях ветра", ария Игоря "О, дайте, дайте мне свободу", плач Ярославны "Ах, плачу я" слышали даже те, кто никогда не был в Оперном театре. Для многих именно с этого спектакля начинается увлечение жанром. Возможно, и для вас "Князь Игорь" откроет удивительный мир оперы.

Со временем всё значительнее становится и смысловая значимость этого произведения, которая была заложена ещё и в первоисточник - великолепный памятник древнерусской литературы. Дело в том, что само "Слово" было создано только через двести лет после похода князя Игоря. Но именно в эту пору начало формироваться единое русское государство, поэтому исторический сюжет был значительно переосмыслен автором и выстроен совершенно по-новому.

И "Слово", и опера Бородина отличаются глубоким пониманием чувства патриотизма, которое отличает многие поколения русских людей. Они могли совершать ошибки, терпеть неудачи, но преданность родной земле помогала им преодолевать любые невзгоды ради того, чтобы Русь, а затем и Россия крепли в своём монолитном единстве и развивались тем путём, который предназначен нашему народу его судьбой и его неизбывной преданностью и любовью к своему Отечеству.

Наша справка

Для создания "Князя Игоря" Александр Бородин глубоко исследовал жизнь древних половцев и многих других тюркских народов. Его очень увлекла идея создания оперы на такой значимый сюжет. Композитор внимательно изучал все возможные источники и даже посетил город Путивль, откуда, согласно "Слову", уезжал Князь Игорь. В том числе он тщательно ознакомился со всеми опубликованными переводами "Слова о полку Игореве" и написал либретто сам.

Опера создавалась 18 лет. Идею написать её на сюжет "Слова о полку Игореве" предложил Бородину крупнейший знаток русской истории и древней литературы Владимир Стасов в 1869 году. Композитор с воодушевлением взялся за работу. Затем приостановил её, вернулся к ней лишь в 1974 году и писал оперу до самой смерти. Так она и осталась незаконченной.

Кто же завершил эту работу? По памяти и записям Бородина оперу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки, последний настоял на том, что "Князь Игорь" - полностью опера Александра Бородина.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры