Алексей Бондаренко - самородок земли енисейской

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

04.06.2021 09:14
0

Читать все комментарии

2103

Вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения известного сибирского писателя, поэта, драматурга Алексея Бондаренко прошёл в Красноярской краевой библиотеке.

Алексей Маркович был членом Союза писателей России, Почётным гражданином Енисейского района, почётным профессором Лесосибирского педагогического института. На его счету - девять прозаических и четыре поэтических сборника, четыре объёмных цикла документальных очерков, пять пьес, трилогия "Государева вотчина" и первые мемуары о В. П. Астафьеве "И стонет моё сердце".

- Нам он запомнился как глубокий, интеллигентный, с какой-то особой душевной аурой человек,- сказала, открывая вечер памяти, заведующая отделом Центра красноярской книги Наталья Фефелова.- Алексей Маркович - человек с нелёгкой судьбой, сделавший себя сам, прошедший сложный путь, но в то же время оставшийся человеком благородной души. Говорить о нём хочется только в превосходной степени. Это самородок енисейской земли, который своим словом запечатлел нашу историю в веках.

Председатель Красноярского регионального отделения Союза писателей России, культуролог, кандидат философских наук, Заслуженный деятель культуры РФ, член Союза писателей и Союза журналистов Владимир Замышляев представил находившуюся в зале вдову писателя Людмилу Юрьевну Бондаренко. Их супружескую жизнь, по словам Владимира Ивановича, можно поставить в пример, и то, как они жили - душа в душу, заслуживает особого почтения.

Член Союза писателей, член Литературного фонда России и Международного литературного фонда, поэт, писатель Николай Ерёмин с присущим ему юмором и артистизмом прочитал "Экспромт на 70-летие Алексея Бондаренко":

У Бондаренко - юбилей!

Без заморочек и затей.

Созвал он

70 гостей...

Любимых внуков и детей...

Свою любимую жену...

Друзей, знакомых...

Ну и ну!

Пришёл к нему и царь Кощей...

И так сказал

Под звон цепей:

- Забудь про возраст,

Алексей!

И всем вина скорей налей!

Давайте выпьем без забот -

По стопочке

За каждый год!

А ну-ка, докажи, сосед,

Что ты - писатель

И поэт!

И Бондаренко глянул в зал -

И всем налил...

И доказал!

- Судьба свела меня с Алексеем Марковичем в 1964 году, когда Енисейск стал моим любимым городом,- вспоминал Николай Николаевич.- У меня была мечта приехать туда и найти там старинную монету. Сел на теплоход, приплыл, стал рыться на берегу в камнях и песке. Можете представить, нашёл-таки полушку 1751 года! И она стала моим счастливым талисманом. На горе стояла редакция "Енисейской правды", куда я пошёл с этой монетой к Тамаре Колесник и заместителю редактора Алексею Марковичу. И они напечатали мои стихи.

- Мы с Николаем Ерёминым и членом Союза писателей России, редактором альманаха "Новый Енисейский литератор" Сергеем Кузичкиным были в Енисейске на юбилее города,- продолжил Владимир Замышляев.- К сожалению, Алексея Марковича уже не застали. Посетили его родной дом, были в гостях у Людмилы Юрьевны, открывали мемориальную доску в честь знаменитого писателя и земляка.

Одним из первых заметил талант Алексея Бондаренко и начал его поддерживать писатель Владимир Шанин.

- С Лёшей Бондаренко мы познакомились, когда он приехал из Хабаровска,- рассказал Владимир Яковлевич.- А я тогда работал в газете "Красноярские профсоюзы", где редактор Александр Петрович Паращук собрал прекрасный коллектив - бывший собкор "Правды" Иван Иванович Кирьянов, поэт Михаил Фёдорович Величко, с которым мы выпускали ежемесячную литературную газету. Однажды Алексей Бондаренко принёс свой рассказ, который прочитал я, передал товарищам. Рассказ понравился, поскольку был из жизни. Михаил Величко сказал, что его надо немедленно печатать. Как-то Алексей Маркович принёс свои прозаические книжки. Прочитав, я предложил ему вступать в Союз писателей, дал рекомендацию. Бондаренко был тихим, даже интеллигентным человеком в жизни, хорошим товарищем, но упрямым в творчестве.

С коллегой Константином Шней-Красиковым Шанин приехал в село Озёрное, где Бондаренко жил и работал. Именно из таёжных походов появлялись его лесные рассказы, настолько яркие и зримые, что чувствовалось: подобное написать мог только он, потому что никто не знал тайгу, как Алексей Маркович, он приглядывался к людям, чтобы взять от них что-то лучшее.

- В его рассказах нет злодеев - все хорошие, порядочные, но если и есть кто-то плохой, то и он готов к исправлению,- подчеркнул Владимир Яковлевич.- А потом я случайно узнал, что он умер... Как такое могло случиться? Здоровый человек, таёжник, талантливый прозаик и поэт...

Заместитель председателя Енисейского райсовета депутатов Оксана Черноусова с Алексеем Марковичем познакомилась в 1998 году, когда пришла работать в администрацию района.

- Встревоженная бурными событиями тех лет, я находила утешение в его словах: "Не реви, Оксана, не ной по пустякам! Мне лично помогает лес..." - "Я леса боюсь,- отвечаю.- Туда не могу..." А он то утешит, то книгу подпишет,- их у меня много,- с грустным юмором вспомнила Оксана Витальевна.- Он был очень добрый, щедрый, отзывчивый, внимательный. Будучи депутатом, помогал всем, кому мог. Конечно, люди уходят, но пока мы помним человека, пока мы про него говорим, он живёт, он рядом с нами.

Когда-то Енисейский народный театр поставил пьесу Алексея Бондаренко "Стрела шамана", в основе которой - историческая трилогия "Государева вотчина".

Актриса Енисейского народного театра "Мегатрон" Екатерина Васильева вспомнила, как ставился спектакль. А поскольку у театра была большая дружба с Алексеем Бондаренко, то он с удовольствием представлял свои пьесы для постановки. Так на сцене Енисейска появились спектакли "Ерохина тальянка", "Орден Славы", "Шатун" и другие.

- Алексей Маркович был человеком с большой буквы,- сказала Екатерина Васильева.- Помню его последний день рождения, на который собрались родные, друзья. И абсолютно ничего не предвещало, что буквально через пару недель мы будем не радоваться, а скорбеть... Он никогда не позволял опускать руки, а самое главное, был работягой. И хотел это видеть в людях. Он призывал к тому, что ничего просто так не достаётся.

Поскольку речь зашла о театре, то слово было дано Заслуженному работнику культуры России, много лет проработавшему главным режиссёром Казачинского народного театра, члену Союза журналистов, автору многочисленных публикаций в "Красноярском рабочем", поэту Юрию Яковлевичу Варыгину.

- Сомерсет Моэм в романе "Театр" сказал, что литература и искусство - это манифестация чувств. Это отношу к моему давнему другу Алексею Бондаренко. Познакомились мы с ним в девяностых годах, когда я вёл предметы эстетического цикла в Шапкинской средней школе посёлка Енисейск-15. Однажды пришла замечательная весть: к нам в школу едет Бондаренко, чья звезда только всходила на литературном небосклоне! А вместе с ним - известный поэт Николай Ерёмин! Это было большое событие в школе, потому что дети впервые увидели живых писателей. Потом наше знакомство продолжилось.

Юрий Яковлевич вспомнил один эпизод:

- Меня пригласили вести заключительный концерт художественной самодеятельности Енисейского района. Прибыл. Стою на крыльце. Готовлюсь. Вижу, стоит неподалёку мужичок в шапке набекрень, фуфайке и о чём-то разговаривает с женщинами. Забыл, что он был у нас в школе. Спрашиваю: "Это кто такой?" - "Да это же писатель Бондаренко!" И вроде на писателя не похож... В это время подкатился к нему мяч, который гоняли ребятишки. Задрав штанину, Алексей Маркович к восторгу ребятишек ка-ак поддаст этот мяч!.. А когда я представил его публике, он из мужичка превратился в интеллигентнейшего человека в смокинге. И я подумал: "Во всех ты, душенька, нарядах хороша!" То свой в доску мужик, то - интеллигент, писатель.

Фото автора и из архива Л. Ю. БОНДАРЕНКО.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры