В Красноярске опубликована неизвестная ранее повесть Романа Солнцева

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11.12.2020 18:02
6

Читать все комментарии

2098

Неожиданный, но очень важный подарок получили на днях красноярцы: у них появился шанс прочитать неизвестную и не публиковавшуюся ранее повесть Романа Харисовича Солнцева.

В известном красноярском издательстве "Буква Статейнова" вышел сборник "Золотое слово рассказа", в котором, по доброй традиции, руководитель "Буквы" Анатолий Петрович Статейнов собрал под одной обложкой новые произведения как профессиональных сибирских авторов, так и рассказы, воспоминания начинающих литераторов, которые прошли строгий отбор, прежде чем попасть в книгу.

При этом истинным украшением этого сборник, его смысловым ядром стала именно повесть Романа Солнцева, которую он назвал "Год провокаций". В издательство эту рукопись принесла вдова писателя Галина Николаевна, она обнаружила её в архиве Романа Харисовича и постаралась подготовить к печати.

- Я с благодарностью и, не скрою, с наслаждением прочитал эту работу, она была как глоток свежего воздуха, как доброе послание из недавнего прошлого, из той великой советской эпохи, в которой плодотворно и самозабвенно работал Роман Солнцев,- поделился своими впечатлениями Анатолий Статейнов.

Теперь встретиться с новым произведением любимого автора смогут и читатели. Я не сомневаюсь, что выход этой повести станет важным событием в культурной жизни Красноярья. Почему? Да потому, что Роман Солнцев, его стихи и проза, а также пьесы всегда были любимы сибиряками, он писал о нас и для нас!

Скажу по себе, в юности поэзия Солнцева буквально заворожила меня, эти неожиданные образы, её публицистическая заострённость и одновременно поразительная искренность автора - всё это было мне тогда, лет сорок назад, жизненно необходимо. Да и не только мне. Один из его лучших поэтических сборников "Малиновая рубаха" долгое время был моей настольной книгой, стимулировал меня на собственные стихотворные опусы.

Его уход из жизни 17 апреля 2007 года был неожиданным и печальным, помните, как у Чехова, раздался звук лопнувшей струны - и музыка смолкла. Было горькое ощущение серьёзной духовной потери, словно ты потерял какую-то очень важную опору в собственной жизни.

И такое ощущение не было случайным, я думаю, потому, что Роман Солнцев всегда был в нашей красноярской литературе хотя и последним, но очень ярким романтиком великой эпохи. Его вера в добро и красоту жизни были неистребимы, он твёрдо знал, что большинство людей вокруг него - такие же романтики, как и он сам. Всё его творчество заряжало читателей энергией надежды на лучшее будущее.

Вот почему так важна эта неожиданная встреча с неизвестной повестью Романа Харисовича, которая сквозь время всё-таки дошла до нас. Я прочитал её на одном дыхании...

Так сейчас не пишут, таких героев не изображают. А жаль! Потому что романтическое начало живёт в каждом человеке в любое время. Да, как известно, времена не выбирают, но и время нас не может выбрать, выставить за скобки, мы продолжаем в нём жить такими, какими родились, какими сформировались, в том числе благодаря стихам Романа Солнцева.

Главный герой повести - талантливый программист Никита, которого неожиданно бросает жена, уходя к другому. А он её продолжает любить, он не хочет жить без любви и сотворит немало необъяснимых глупостей. И эта нерациональность главного героя, его романтичность, по-своему прекрасны.

Прекрасен и его друг - старый художник и бывший заключённый, которого жизнь сделала весьма циничным, но в чём-то и очень мудрым. И при этом также не смогла его изменить: художник Зуммер до самого своего трагического конца остаётся таким же романтиком, как и его друг Никита.

Впрочем, сюжет повести пересказывать не буду, однако отмечу, что вся она несёт в себе своеобразное послание - не изменяйте сами себе, вы лучше, чем кажетесь, а жизнь прекрасна даже в самые печальные свои моменты. Эти истины завещал нам Роман Солнцев, и спасибо ему за это.

Ну а за то, что встреча с Солнцевым состоялась, особая благодарность вдове писателя, которая деятельно хранит его творческое наследие, и, естественно, издателю Статейнову, который лично, в меру своих сил и таланта, многое делает для того, чтобы и сибирская, и красноярская в частности литература продолжала жить, развиваться и радовать читателей.

Неслучайно в новом сборнике издательства "Буква С" - "Золотое слово рассказа" - можно найти ещё много интересного. Затаив дыхание, вы прочитаете повесть иркутянина Анатолия Байбородина "Купель", насладившись лексикой и традициями забайкальских староверов, так называемых "семейских".

Известный писатель Валерий Хайрюзов порадует новым изящным повествованием о жизни и любви сибирских пилотов, умеющих и работать, и дружить, и находить свою любовь.

"Длинная "лыжня" Чибижека" - так назвал серию смешных и грустных рассказов мужественный Володя Топилин, которого всё чаще называют надеждой красноярской литературы XXI века.

Сам Анатолий Статейнов вновь приглашает вас в гости в свою родную Татьяновку, где в очередной повести он вместе со своими героями всерьёз задумывается о смысле нашей жизни.

Трогательную балладу о жизни и смерти ветерана войны "Завещание" публикует Андрей Кулаков. А другой наш земляк, ныне живущий в Москве Юрий Жбанов, в автобиографической повести "След в жизни" рассказывает о том, как обычный мальчишка с красноярской окраины стал сначала военным лётчиком, а затем и военным переводчиком, как судьба занесла его в далёкую африканскую страну и что он там делал.

Интересны работы и других авторов, в том числе Тамары Булевич, Зинаиды Кузнецовой, Валерия Шелегова, Валентины Капошко. Все они очень искренни в своих творческих поисках, многое пережили, но свято верят в добро, как всегда это делал и незабвенный Роман Солнцев.

Фото из архива издательства "Буква Статейнова".

Комментарии (6)

Гость


12.12.2020 12:59

Прекрасная новость. В каком номере опубликована повесть?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Читайте внимательно - в сборнике. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

А вот случай был у меня с Солнцевым, моим соседом по дому 1 А.. В восьмидесятые годы прошедшего века Красноярский Академгородок жил как бы одной деревней. Вместе работали, отдыхали, делились проблемами, сажали деревья и помогали друг другу. Жила у нас в доме 1 «А» интересная соседка Валя Кошкина. Когда то она была женой директора комбината в Монголии, потом развелась и растила одна двоих детей шести и двенадцати лет. Яркая, энергичная, всегда модно одетая (дублёнки тогда нам и не снились), экстравагантная, она преподавала английский в Политехническом институте. Иногда могла забежать к кому- либо из соседей, попросить оставить ребёнка на часок - и приходила за ним на другой день.

Я с ней познакомился следующим образом. Выхожу из дома, сажусь в машину - вдруг открывается дверь и на сиденье пассажира буквально влетает молодая модная женщина. Она скомандовала: «Скорее! Гони!! В Политехнический! Опаздываю!!! Ещё скорее!!!» Подлетаю к институту, она говорит «Спасибо, до свиданья»- и убегает. Спросил как то соседей - «А кто это такая?»- «Так это Валя Кошкина, она всегда такая оригинальная».

Прошли года, началась перестройка. Валя стала приходить к нам и соседям просить хоть что ни будь поесть себе и детям. Брала любые продукты - старую крупу, проросшую картошку, хлеб, консервы. Разговорились - оказалось, что с работы её уволили почему-то, жить не на что, устроиться преподавать никуда не может. Потом мои родители и соседи рассказали, что у неё начались голодные обмороки. Отощала она, лицом осунулась, постоянно ходила по соседям с просьбами дать поесть ей и детям. Чувствовалась в ней полная неприспособленность к жизни, страх за детей и непонимание, почему раньше было так, а сейчас всё стало эдак.

Так дальше продолжаться не могло, пошёл я в администрацию Красноярска, где губернатором был А.Ф. Вепрев. Времена тогда были демократичные, постовой милиционер просто спросил, к кому иду. Сказал, что к Эдуарду Ивановичу Русакову, который работал кем - то вроде советника по культуре (мы с ним были давними знакомыми), и услышал в ответ: «Второй этаж налево, там написано».

Захожу, в кабинете сидят двое - Алитет Немтушкин и Эдуард Русаков. К нему я пошёл, потому что по первой специальности он был врачом - психиатром. Рассказал о проблеме с Кошкиной и стали мы держать совет - как быть в данной ситуации, что делать?

Русаков предложил позвонить в психбольницу, они придут, обследуют и дадут пенсию по инвалидности. Предложение Немтушкина - обратиться в собес, они отведут Валю в психбольницу, а там оформят пенсию. «Страшно далеки писатели от народа» - подумал я. Пока пройдёт бюрократическая переписка, и Валя, и дети её от голода умрут. И не где ни - будь в Африке, типа Сомали, а в Красноярском Академгородке, цитадели Сибирской фундаментальной науки.

И вдруг меня осенило. Спросил Алитета и Эдика - «А ведь здесь Роман Солнцев, он кем работает?». «Госсекретарь, пост высокий»- ответили они. «Идём к нему, плохого не скажет». «Идём» - решили единогласно. Пришли, стал я Роману Харисовичу проблему Кошкиной излагать. «Всё ясно» - сказал он, выслушав меня. «Я давно её знаю, помочь надо, и срочно». Подумал минуту, снял трубку телефона, набрал номер и сказал. «Это Солнцев. Мне редактора «Красноярского рабочего». Здравствуйте. Пошлёте сейчас машину по адресу Академгородок, дом 1 А, квартира 55, заберёте там женщину по фамилии Кошкина с двумя детьми и отвезёте в свой профилакторий. Держать будете за свой счёт, пока не оформите пенсию. Выполняйте».

Когда я приехал домой, Вали с детьми уже не было. Скоро она появилась счастливая – ей дали вторую группу инвалидности по шизофрении, и на свою пенсию она могла хоть и скромно, но прокормить и вырастить детей до их вступления на самостоятельный путь.

PS. Маленький факт из жизни Солнцева, и Вали Кошкиной уже нет, но дети её живут.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Игорь На фото слева Роман, Володя Зеленов и Женя Попов. А Вы Зеленова Крупниным зачем-то назвали в газете. Его сын обижается. По хорошему извинитесь и порядок. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Игорь И подпись под фото надо бы исправить Зеленов Владимир Алексеевич. А не Крупнин

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Владимир Павловский

ответил Сергей Орловский


26.12.2020 15:08

Игорь говорит, что это фото взято из уже вышедшего альманаха. И там именно такая подпись.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры