Восточный маршрут: есть второй сезон!

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.07.2019 18:08
0

Читать все комментарии

913

Прошлым летом редакция газеты "Канские ведомости" начала путешествия по востоку Красноярского края.

Мы стартовали в деревне Подъянда Канского района, затем двинулись в Абанский, Тасеевский и Ирбейский районы. В этом году расширяем географию и планируем побывать в Саянском, Нижнеингашском и Иланском районах. Старт второму сезону проекта "Восточный маршрут" был дан в Рыбинском районе.

Туда, где добывают уголь

Рано утром наша машина отправилась в Бородино, где добывают уголь, который обеспечивает работу всех ГРЭС Красноярска и нашей Канской ТЭЦ. Ровно в 10 часов вместе с коллегами из пяти редакций мы стояли в прохладном холле компании "СУЭК".

Главные редакторы и корреспонденты изданий Иланского, Нижнеингашского, Саянского, Ирбейского и Рыбинского районов с интересом разглядывали большой монитор на стене. "Вскрыша общая" - значилось в одной из строк.

Слово, доселе многим из нас неизвестное, очень скоро стало привычным уху в разговоре с нашими экскурсоводами. Сначала музей предприятия, а потом и поездка в огромный угольный карьер - день обещал был интересным. И он таким стал!

Бородинский разрез имени М. И. Щадова строили репрессированные после плена солдаты, то есть большинство представителей этой ударной советской стройки находились в Сибири не по своей воле. Но поставленную задачу они выполнили, имена многих из них вошли в историю города Бородино и занимают место на музейных стеллажах.

К слову, разрез был первым среди угольных в крае. Как и все предприятия послевоенного времени, он был построен и запущен в тяжелейших условиях, практически вручную. В этом году ему исполняется 70 лет, торжества обещают быть масштабными.

Добывать и восстанавливать

Длина угольных отвалов достигает восьми километров, ширина - двух, высота пластов - до 100 метров! Кстати, половину пластов занимают так называемые вскрышные породы.

Добыча угля - дело ответственное, поэтому на предприятии следят за его экологической составляющей. Если говорить простым языком, то землю, которую слоями сняли в одном месте, чтобы добраться до залежей угля, укладывают в другом, где весь уголь "вычерпан".

Особым образом сохраняется плодородный слой, в него потом высаживают молодые сосны. Таким образом, все отработанные территории превращаются в хвойные леса. А несколько десятков лет назад здесь высаживали облепиху. Теперь в этих облепиховых кущах бородинцы собирают ягоды.

Все это нам рассказывал наш заместитель управляющего по производству Алексей Горячих, когда мы ехали в автобусе к угольным отвалам. Несмотря на дорогу, покрытую угольной пылью, ехали с комфортом, в прохладном транспорте. Неспроста на автобусе написано: "С заботой о людях".

Невольно подумалось о тех, кто занимается лесопереработкой в стране. Есть ли у них хоть какие-то цифры о восстановлении загубленных лесов ради чьей-то наживы? Но не будем отвлекаться, а вернёмся туда, где на экскаваторе высотой с десятиэтажный дом добывают уголь.

- Это не экскаватор, а пароход! - невольно поделилась своими впечатлениями с нашим проводником.

На "верхней палубе" роторного экскаватора развевается российский флаг, с одной части этой тяжёлой машины до другой можно добраться с помощью небольших железных лестниц.

Эта гигантская машина явно напоминает большое морское судно. Но бороздят на роторном экскаваторе не океанские просторы, а угольные отвалы.

Старший машинист роторного передвижного экскаватора Владимир Кукса рассказал, что в смене работают шесть человек - три машиниста и три помощника.

- Ну что, запустим? - спросил Владимир журналистов.

Молчавшая всё это время машина начала понемногу разгоняться, машинист запустил колесо, дробя отвал и отсекая куски угля. Уголь поступал в бункер, из него - на ленту конвейера, и сразу в железнодорожные вагоны, а потом к потребителю.

Кстати, технологию загрузки и выгрузки угля придумали ещё в период запуска разреза и используют до сих пор.

С заботой о людях

ОПХ "Солянское" - единственное в Рыбинском районе сельхозпредприятие. С 2003 года им руководит Яков Энгель, который и встречал нашу делегацию в Новой Солянке - селе ухоженном, чистом, комфортном.

И здесь, и в городе Бородино мы заметили интересные сооружения у домов - небольшие лестнички с широкими площадками. Их предназначение вскоре стало ясно - сюда жители помещают мусорные отходы в плотных мешках, так их удобнее забирать операторам по вывозу ТКО.

Комфортная среда не насаждается федеральными программами, просто люди любят своё село. Рядом с конторой ОПХ разбита большая и красивая клумба с простенькими цветами. И если уж градообразующее (иначе не назовёшь) предприятие заботится о чистоте села, то грех его жителям не заниматься тем же.

Впрочем, как говорит сам Яков Яковлевич, в Новой Солянке подчас он чувствует себя работником не сельского хозяйства, а социальной службы, потому что забота о людях в ОПХ "Солянское" в приоритете.

К примеру, директор придумал как использовать просторный зал на втором этаже конторы. Несколько лет помещение пустовало, а теперь здесь занимаются спортом. Энгель выписал из Бородина тренера по дзюдо, оплачивает его труд, а тот в свою очередь воспитывает настоящих спортсменов. Один из них уже вышел на всероссийский уровень!

А ещё совсем скоро свои двери откроет храм Матроны Московской. Он стоит на возвышении, его купол можно увидеть прямо из окон офиса "Солянского". Сооружение уже на этапе отделки, вокруг разбиты клумбы и газоны.

Конечно, в Новой Солянке есть все, чтобы здесь захотеть остаться и жить, но молодёжь всё равно уезжает в крупные города. По словам Якова Яковлевича, жильё для молодых семей, построенное по госпрограммам, не совсем отвечает запросам: молодые специалисты со временем обрастают семьями, рожают детей, и дом в 23 квадратных метра становится мал.

Несмотря на наличие детских садов, школы, больницы и прочих благ цивилизации, село теряет рабочие руки. Поэтому Энгель и озаботился строительством животноводческого комплекса, в котором доением коров будут заниматься не люди, а роботы.

Об этом Яков Яковлевич рассказывал нам у сенажных ям, напротив которых - реконструированные бывшие свинарники. Конечно, в таких пейзажах в разговоры о роботах, которых Энгель увидел в Бельгии на молочных фермах и хочет внедрить в ОПХ, верится мало. Тем более, сибирское животноводство так далеко от всего высокотехнологичного мира производства молока. Но директору ОПХ "Солянское" веришь, потому что он сам в своё дело, в себя и своих работников верит, как никто другой.

Мы уезжали из Рыбинского района вечером. Вопреки традициям проекта, с ночёвкой не остались. Путеводители могли привести в Рыбинский бор или открыть для нас отдых на берегах рек Большая Камала, Малая и Большая Авда, Барга и других. Если вы соберётесь сюда, то увидите прекрасную сибирскую природу, как и в любом уголке нашего большого края.

Следующая точка "Восточного маршрута" - Саянский район.

Анна ВОРОБЕЙ,

корр. газеты "Канские ведомости".

Комментарии

Ирина СТРУЖКОВА,

главный редактор районной газеты "Победа", Нижний Ингаш:

- У каждой редакции есть масса текущих дел, проблем, которые надо решать. Наверное, иногда нужно остановиться, чтобы поучаствовать в "Восточном маршруте", что я и сделала. Поездка была очень интересной, два предприятия, которые мы посетили - абсолютно противоположны друг другу и по масштабам, и по роду деятельности. Но оба делают важный вклад в развитие территории. А ещё самая большая польза от поездки - неформальное общение с коллегами.

Ольга МИЛЛЕР,

главный редактор газеты "Голос времени", Рыбинский район:

- "Восточный маршрут" - очень интересный проект. Он позволил нам, как принимающей стороне, взглянуть на наш район с другой стороны. Можно сказать, что мы увидели свою малую родину по-иному, как приезжие. И это мне очень нравится. Проект помогает журналистам разных редакций познакомится, узнать друг друга получше, пообщаться, поделиться мнениями. Наверное, в "Восточный маршрут" можно добавить и творческую составляющую: например, делать обзоры районных газет, отмечать достоинства и недостатки. Такие летучки помогли бы развиваться районкам.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры