Наталия Степаненко: "Люблю всё, что мне нравится!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.03.2022 08:35
0

Читать все комментарии

8103

Красноярский театр кукол показал премьеру комедии Жан-Батиста Мольера "Мнимый больной" в постановке калининградского режиссёра Наталии Степаненко, которая уже хорошо известна в городе на Енисее своими спектаклями "Есть ли жизнь в offline?" и "Мой снежный друг". Однако речь сегодня пойдёт не только об этом...

- Меня заинтересовал такой факт вашей творческой деятельности: вы целенаправленно поработали в Красноярском театре кукол трижды для разных возрастов - для подростков, самых маленьких зрителей и, наконец, для старшего возраста с ограничением "16+". Это случайность?

- Вовсе нет. Может быть, это странно прозвучит, но для меня зритель - это собеседник. И в зависимости от того, с кем говорю, я что-то от этого получаю. Когда разговариваю с подростками, можно сказать, общаюсь со своим старшим ребёнком, которому 10 лет, и он уже подходит к своему переходному моменту. Когда говорю с маленькими, обращаюсь к своему младшему сыну, которому семь.

У меня возникает потребность на какие-то вещи, которые проживаю сама, через спектакли найти ответы на поставленные вопросы. Созревают какие-то темы, и совсем не специально получается: давайте сделаем нечто для этого возраста. Это поиск, потребность.

Скажем, у меня была важная задача поговорить с детьми о страхах в "Моём снежном друге". В "Мнимом больном" мной поставлена задача поговорить о любви. Видимо, пришло такое время... И Мольер мне в помощь...

- Отсюда вытекает второй вопрос: отчего вы так прикипели к Красноярскому театру кукол, что ставите здесь уже не первый спектакль? Не каждый режиссёр-кукольник, а их в России можно пересчитать по пальцам одной руки, захочет несколько раз осваивать одну и ту же сцену?

- Мне очень нравится здесь работать. Потрясающая труппа с изумительными актёрами. Особенно Борис Смелянец - исполнитель главной роли, основа "Мнимого больного". Благодаря тому, что в театре есть такой артист, и родилась мысль поставить такой спектакль, потому что в данном материале он многогранен и абсолютно неподражаем.

Мне нравится атмосфера в не только в театре, но и в городе. Это очень театральный город. И не в каждом театре такая атмосфера, когда все заражены, когда здесь удивительно включённые в процесс люди. Это фантастика, потому что всякие бывают настроения, все живут своей жизнью, и обычно артисты приходят на работу, где в труппе есть несколько одержимых людей. Здесь одержимы все.

Благодарна людям, которые настолько влюблены в театр во всех его проявлениях, что готовы тратиться без остатка. Это команда сплочённых, талантливых профессионалов. Поэтому немудрено, что мне хочется сюда возвращаться.

- Далеко не каждый молодой режиссёр, а вы получили диплом всего лишь в 2019 году, может похвалиться созданием собственного театрального пространства, а именно своего театра "Морошка"? Название, кстати, от слова "скоморошка"?

- В Калининграде была потребность в таком камерном пространстве, не было ни одного театрального продукта для детей до трёх лет. Поэтому я как мама маленьких на тот период детей решила, что мне это нужно сделать. Что касается названия, то это ягода, хотя она в Калининграде не растёт.

Любопытно, что это название предложил мой директор, который не знал, что это с детства любимая мной ягода, это заповедная детская территория - беззащитная и в то же время волшебная, где случаются чудеса, где безопасно. Я выросла в Архангельской области, у бабушки, ела морошку каждый день.

Это какое-то защищённое детское счастье, встреча с внутренним ребёнком для взрослых и детей, это доверительный маленький остров внутри меня. Для меня "морошка" - родное слово, которое прижилось. Это моя заповедная территория, куда приглашаю всех отдохнуть.

- Насколько маленький ваш театр?

- До сорока зрителей. Это арендованная "Морошкой" малая сцена местной драмы, где идут только мои спектакли, которые калининградцы очень любят. Люблю беби-формат. Это особый театр, которым занялась, возможно, только потому, что мой ребёнок не хотел заходить в зал, боялся, и я пообещала ему поставить спектакль, которого он не будет бояться.

С этого в Калининграде начался беби-театр. Оказалось, детей, которые боятся больших залов, довольно много. Хотя есть достаточно противников, говорящих, что это не театр, с чем я не согласна. Это тоже театр - чуть более доступный, и где чуть-чуть по-другому выстроено общение со зрителем. Вероятно, у противников беби-театра просто нет малышей или же они выросли...

- Чем ваш калининградский "Снежный друг" отличается от красноярского?

- Поскольку камерный театр начинался на наши средства, там всё гораздо скромнее в плане матчасти, всё лаконично. Здесь были возможности сделать масштабно, красиво, как мечталось. Красноярская версия для меня более полная, нежели калининградская. Получилось издание дополненное, переработанное и отредактированное. (Смеётся.)

- В вашем репертуаре есть Чехов, Гофман, Мольер, наконец... Вы любите классику?

- Люблю всё, что мне нравится. (Смеётся.) Не могу сказать, что я адепт того или другого автора, просто не знаю, как темы попадают мне в голову. В какой-то момент вызревает неистовая необходимость поговорить о чём-либо с кем-либо. Это как желание, когда ты не знаешь, кому вечером захочется позвонить, с кем встретиться и какую тему поднять. Как с общением, когда хочется окунуться в чью-то Вселенную, как случилось с Гофманом.

С Мольером - отдельная история, и мне кажется, он в шоке от наших репетиций. Мы его вывели на сцену как персонажа.

- "Мнимый больной" будет рассчитан исключительно на тех, кому 16+, или попасть смогут и зрители помоложе?

- Нет, только получившие паспорт. Это будет фривольный, озорной, солёненький Мольер, как ему и полагается. А кукла в плане эротики такая хулиганка, она так ухитряется себя вести, но не вульгарно, а просто на грани всяких смыслов. Это было такое время. Плюс жанр - комедия положений. Это театр представлений. И наши маппетные поясные куклы. Мы хулиганим напропалую настолько, что дитям это видеть нельзя.

Это театр, который должен жить и развиваться. Мы ищем такие выразительные средства, которые сами себя питают, выращивают. Получается не просто инженерная застройка, а когда находится принцип игровой, в котором артисты начинают купаться, резвиться, озорничать, искать для себя новые веселушки, а я пытаюсь создать для этого все условия.

- Что для вас интереснее - актёрство или режиссура?

- Конечно, режиссура, хотя не могу сказать, что одно лучше другого. Будучи актрисой, не предполагала, что стану режиссёром. Произошло это почти случайно. Однако, оказывается, случайностей в жизни не бывает. Даже не могла себе представить, что когда-нибудь посмею замахнуться на данную профессию, потому что для меня режиссёры - небожители. Но нахожу столько вариантов для самореализации, столько смыслов...

Меня эта работа забирает так, как не случалось в актёрской, хотя как профессиональная артистка я много что могу. Сейчас все мои актёрские знания до дна пригождаются в режиссуре. Хотя, на самом деле, сложно для женского организма быть режиссёром. Есть такой анекдот. Сын спрашивает у папы, сложно ли быть режиссёром? "Нет, сынок,- отвечает отец,- это как будто ты едешь на велосипеде, который горит..."

Это сложная, импульсивная работа, но думаю, что всё вовремя и к месту. Мне интересно, и я абсолютно счастлива в том, чем занимаюсь.

- Режиссёр - диктатор на сцене?..

- Я не диктатор, не тиран. Для меня актёры - соавторы, но чётко понимаю, чего хочу, и, конечно, не развожу демократию. Для меня важна атмосфера на репетиции, важна душа артиста. Если он зажат и подавлен, не бывает тёплых, трогательных, эмоциональных, развёрнутых историй.

Возможно, изменилось время. Если раньше была эпоха тоталитарных режиссёров, то сейчас не так. Жёсткого подавления нет. Ты берёшь авторитетом и уважением своим. Мне кажется, что я достаточно твёрдой рукой веду туда, не знаю куда. (Смеётся.) Режиссёры все делают вид, что там были, а на самом деле надо делать лихой полководческий вид, чтобы тебе поверили и за тобой пошли. Поэтому режиссёры - страшные обманщики.

Конечно, в моей голове всё смешно и замечательно, а вот что получится в реальности, можно будет увидеть разве что на генеральной репетиции... Когда готовишь ингредиенты, кажется, всё вкусно, а вот какое блюдо получится на выходе?.. Надеюсь на удачу, потому что бесконечно обожаю театр кукол со всеми его распрекрасностями и невозможностями. Для меня это неисчерпаемый источник вдохновения.

- Закончив с Мольером, продолжите творческое общение с Красноярским театром кукол?

- Если всё будет нормально, то существуют большие планы на следующий сезон...

Наша справка

Наталия Степаненко. В 2004 году окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности "Артист театра кукол". Служила в труппах Мурманского и Тульского театров кукол. С 2008 по 2012 год преподавала в Ярославле актёрское мастерство, с 2012 года проводила в институте лаборатории и мастер-классы. В 2019 году окончила Российский государственный институт сценических искусство по специальности "Режиссёр театра кукол". С 2019 года - художественный руководитель камерного театра кукол "Морошка" (Калининград)В Калининградском драматическом театре поставила спектакли "Скоморошина", "Северное сияние", "Машенька и медведь", в Калининградском театре кукол - "Медведь" (по А. П. Чехову), "Расскажи мне про Красную Шапочку" (по пьесе Светланы Дорожко), в камерном театре кукол "Морошка" - "Мой снежный друг", "Груффало", бэби-оперу "Улитка и кит", "Теремок".

Фото из архива Наталии СТЕПАНЕНКО, а также Александры КРАФТ ("Мой снежный друг") и Александра ПУСТОВАРОВА ("Есть ли жизнь в offline?").

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры