Владимир ЛАНДЕ: "Гастроли повышают класс оркестра"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.02.2022 11:12
0

Читать все комментарии

8664

Известный российский дирижёр Владимир Ланде отметил на днях своё шестидесятилетие, а накануне возглавляемый им Красноярский академический симфонический оркестр побывал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге. О столичных гастролях и не только главный дирижёр и художественный руководитель коллектива рассказал в интервью газете "Красноярский рабочий".

- Владимир Борисович, гастроли в Питере и Москве - это ведь серьёзно!

- В прошлом году концертный зал "Зарядье" делал для зрителей большой абонемент, в который были включены все симфонии Дмитрия Шостаковича. И для нас стало приятным сюрпризом предложение исполнить знаменитую Пятую симфонию. Эта мелодия - лакомый кусочек для всех: не просто великая музыка, а ещё и поворотный момент в творчестве композитора - и эмоционально, и с точки зрения мастерства.

Пятую симфонию, ставшую ответом Сталину на статью "Сумбур вместо музыки" после премьеры оперы "Катерина Измайлова", можно назвать одной из краеугольных в творчестве не только Шостаковича, но и всех советских композиторов. Думаю, её хотели бы продирижировать все дирижёры и оркестры, которые участвовали в данном абонементе, но она досталась нам.

Кроме того, мы исполнили сюиту из балета "Болт". Шостакович поначалу отказался писать данный балет, поскольку примитивное либретто было создано не профессиональным литератором, а героем Гражданской войны Виктором Смирновым, и хотя отражало эпоху, не было событийным. Дмитрию Дмитриевичу пришлось пойти по пути сарказма и юмора.

Накануне выступления в "Зарядье" нас пригласил Валерий Абисалович Гергиев в Мариинский театр в Санкт-Петербурге, на замечательную сцену "Мариинка-3", созданную по проекту японского инженера. Это интересный зал с превосходной акустикой, выстроенный по схеме фортепьяно: зал - как коробка рояля, а сцена - слегка выгнутая тонкая дека. Основной резонанс идёт от взаимодействия между музыкальными инструментами и сценой. В "коробке" зала - специальные матрицы на стенах, гасящие вибрацию.

В питерском концерте с нами принимала участие пианистка, заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина. Она играла Первый фортепианный концерт Шостаковича, написанный для сольного фортепиано, трубы и камерного оркестра. А ещё летом мы с Екатериной записали для фирмы "Мелодия" диск с оригинальным выбором репертуара, на котором фа-мажорный концерт Джорджа Гершвина сочетается с соль-мажорным концертом Мориса Равеля. Он вышел как раз накануне нашего концерта в Санкт-Петербурге 30 ноября.

- Как проходили гастроли?

- Любые гастроли - это достаточно сложный процесс. В данном случае необходимо было уложиться в сжатые сроки: сегодня вечером мы играем в Санкт-Петербурге, а завтра уже должны выступать в Москве. Переезжали ранним утром после концерта. Сразу поехали в зал, отрепетировали, а после концерта отправились прямиком в аэропорт и улетели в Красноярск. Все гастроли продолжались два с половиной дня.

Получилось своеобразное завершение осенней гастрольной программы, потому что в октябре мы успели съездить на фестиваль симфонических оркестров в Екатеринбург, а также побывать в Омске, Тюмени, Новосибирске. Интереснейшую программу по приезде мы представили в родном Красноярске - играли Девятую симфонию Антонина Дворжака ("Из Нового Света"), сюиту из "Кавалера Роз" Рихарда Штрауса и "Танцы из Галанты" Золтана Кодая.

Гастроли - важная часть нашей жизни, потому что оркестру полезно играть не только для разной публики, но и в различных акустических условиях. Нужно уметь быстро приспосабливаться к разным залам, благодаря такому навыку и реакция становится быстрее, и слух гибче. На гастролях повышается уровень мастерства, а трудные условия "переезд - концерт" закаляют и дают некоторый запас прочности. Гастроли - это та часть деятельности, которая необходима и нам, и филармонии, и краю для развития оркестра.

- Как вы можете охарактеризовать итог этих гастролей? С оптимизмом смотрите в будущее?

- По результатам прошедших гастролей нас снова пригласили в "Зарядье", а также у нас есть возможность выступить в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга. На этот счёт у оркестра далеко идущие планы. Кроме того, если всё будет нормально и пандемия предоставит нам возможность, то зимой через год выступим в Цюрихе, в "Тонхалле". Мне довелось уже несколько раз выступать там прежде. Это удивительный зал с замечательной акустикой, и с точки зрения престижности это тоже одна из самых лучших концертных площадок мира.

- "Зарядье" - сравнительно новый зал. Его ведь открыли только летом 2018 года?

- Это так, но с Красноярским академическим симфоническим оркестром мы выступали в нём уже второй раз. А я бываю в "Зарядье" ещё чаще, выступая и с другими оркестрами. В начале следующего сезона, например, буду там работать с "Виртуозами Москвы".

"Зарядье" - интересный, но сложный зал. Несмотря на то, что акустика достаточно комфортная на сцене и музыканты хорошо друг друга слышат, там несколько иное ощущение, отличное от других площадок. Зал многоцелевой, имеет множество настроек, и я пока ещё не со всеми из них знаком.

- Расскажите, чем занимался оркестр до выступлений в Москве и Санкт-Петербурге?

- Минувшей осенью прошло несколько важных, знаковых событий. В первую очередь фестиваль Дмитрия Хворостовского. Оркестр играл с замечательными солистами, приглашёнными дирижёрами. Кроме того, у нас был конкурс Виктора Третьякова, уроженца Красноярска, одного из лучших скрипачей, когда-либо живших на этом свете. Это мероприятие проходит у нас раз в два года. В жюри сидели самые именитые музыканты, и все отмечали высочайший уровень нашего оркестра. Представители Японии сказали, что хотят выступать только с нами и намерены пригласить нас к себе на родину.

Возможно, в скором времени запишем диски с великими скрипачами Максимом Венгеровым и Ильёй Калером, они тоже были в составе жюри. Пригласили эстонско-американского дирижёра Кристиана Ярви. Будем надеяться, что удастся сделать с ним интересный проект.

Вообще, у нас большие планы на следующий год. Состоится Транссибирский фестиваль Вадима Репина, приедут именитые музыканты, среди которых альтист и дирижёр Юрий Башмет, прекрасный музыкант Сергей Догадин и удивительный скрипач, а также мой давний друг Павел Милюков. Словом, уже верстаем следующий сезон, который становится всё интереснее и интереснее.

- В 2020 году, когда началась пандемия, вы находились в Америке. Как справлялись с работой? Руководили оркестром оттуда?

- Какое-то время пришлось. Я приехал в Америку на две недели, а застрял на пять месяцев. Когда в связи с пандемией всё закрылось, там был полный коллапс: закрылись все госпитали, врачи не принимали, можно было попасть в медицинское учреждение только через скорую помощь, а за неё нужно платить четыре с половиной тысячи долларов. Если вы ещё могли сами дышать, то вас в стационар не брали.

Если к этому прибавить, что в аптеках, кроме жаропонижающих и других элементарных лекарств, ничего без рецепта не продаётся, то моя болезнь растянулась на два с половиной месяца, потому что я мог лишь сбивать температуру и действовать народными методами. И потом из страны невозможно было уехать.

В августе я провёл двенадцать репетиций со своим американским оркестром, но его закрыли на карантин. Странная сложилась ситуация: играть вы можете, но только в специальных одноразовых масках, которые стоят безумных денег. Однако оркестр не может себе позволить платить аренду за репетиционные помещения, которые в основном принадлежат университетам и колледжам, где запрещены все массовые мероприятия и пропуск более чем двадцати человек не позволен.

Много моих коллег в Германии были неприятно удивлены, когда всё открылось, но затем вдруг вновь стало закрываться. Многие программы отрепетированы, произведения написаны, люди отсидели карантин, вызваны - и ничего.

Никогда не забуду первый перелёт через Турцию. Я должен был лететь через Стамбул. Пока проверяли тесты и всё такое, пропустил свой рейс, и меня заставили снова купить билет. Никакой багаж не разрешался, в самолёт сесть дозволялось только с телефоном и кошельком, которые у меня в руках были как скипетр и держава у царя.

С тех пор все перелёты я старался максимально сократить. У меня пропали гастроли в Италию, три концерта в Германии, полностью Латинская Америка - Мексика, Буэнос-Айрес, Монтевидео, Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро. В феврале, впрочем, должен выступать в Казахстане с Национальным оркестром Нур-Султана, в мае - в Сан-Ремо, в конце июня - неделя в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро. Посмотрим, что произойдёт. Рад, что состоялись вместе с нашим замечательным оркестром гастроли по России. Это вселяет надежду.

- Насколько справедливо, с вашей точки зрения, высказывание, что сейчас можно спокойно руководить оркестром - и не одним - по Интернету?

- Боюсь, что репетиция с оркестром по скайпу напоминает хирургическую операцию по телефону. Что-то, конечно, можно начать делать, но живое общение ничем не заменить. Я оставил один оркестр в США, один в Буэнос-Айресе - там я главный приглашённый дирижёр. Этим пока и ограничился.

Мне предлагали стать художественным руководителем оркестра Монтевидео в Уругвае, но моя жена сказала: "Далеко". Хотя у меня никогда особо близких точек не было, и с этой точки зрения гастроли по России для меня - отдых: не нужно двадцать семь часов лететь в самолёте!

Конечно, пандемия внесла коррективы в привычную жизнь. Но слава Богу, что в России есть все условия, чтобы искусство развивалось. Если бы государство не поддерживало, творить было бы невозможно. К сожалению, в большинстве точек земного шара искусство находится в самом плачевном состоянии. Многие мои коллеги в США, например, вынуждены водить автомобили Uber, развозить пиццу и прочее. У людей набраны кредиты, ипотеки, есть обязательства перед семьями...

- Значит ли это, что Красноярский оркестр для вас в приоритете?

- Это стало ясно с самого начала, когда я стал здесь работать. Признаюсь честно, первоначально Красноярск как основу даже не рассматривал, но после общения с оркестром и публикой увлёкся. Город на Енисее - удивительное место на земном шаре. Хотя бы потому, что здесь невероятная культурная насыщенность, которой могут похвастаться жители самых крупных столиц мира. Множество театров, невероятное количество творческих людей, удивительная школа художников.

Невольно сравниваю Красноярск с Балтимором, где я прожил тридцать два года и восемнадцать лет проработал в оперном театре. По размеру Балтимор не уступает Красноярску, а вот по уровню культуры... Там есть драматический театр, который даёт шесть спектаклей в год. Есть симфонический оркестр приблизительно красноярского уровня, но во время пандемии он не работает. Вечером пойти практически некуда. Какие-то концерты случаются, но это большая редкость. При этом Балтимор считается одним из самых культурных городов США.

Опять-таки в Красноярске масса музыкальных школ, а в Балтиморе - единицы. Есть частные учителя, но это совсем другое образование, иной уровень профессионализма. Да и стоит безумных денег. А если в семье не один ребёнок?..

Ещё Красноярск интересен с кулинарной точки зрения. Не могу не сказать о ресторанах, которые произвели на меня неизгладимое впечатление и до сих пор приятно удивляют. Считаю, кстати, что кулинария - тоже искусство.

Таким образом, комбинация всех видов искусства даёт лично мне комфортное поле для деятельности. Похвастаться таким набором солистов и дирижёров, исполнением таких разнообразных произведений вряд ли ещё кто-то может!

Наша справка

 

Владимир Борисович Ланде родился в Ленинграде. В 1986 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу гобоя и фортепиано, работал концертмейстером группы гобоев в Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. В это же время начал обучаться дирижёрскому мастерству у известного профессора Ильи Александровича Мусина. В США обучался у педагога Густава Майера. Гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, России, Европе, Латинской Америке и Азии.

Впоследствии являлся главным приглашённым дирижёром Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Одновременно работал с рядом оркестров США (главный приглашённый дирижёр оркестра Национальной галереи в Вашингтоне, музыкальный директор и дирижёр камерного оркестра "Солисты Вашингтона", симфонического оркестра COSMIC, камерного оркестра Университета Джонса Хопкинса, главный приглашённый дирижёр фестивального оркестра "Баханалия" в Нью-Йорке). Музыкальный директор фестиваля "Современный дирижёр американской музыки" в Вашингтоне и интернационального музыкального фестиваля в Талсе (штат Оклахома). Преподаёт в Американском университете и консерватории в Вашингтоне, даёт мастер-классы по всему миру.

С апреля 2015 года является главным дирижёром Красноярского академического симфонического оркестра.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры