Минусинцы хранят историю автомототранспорта России

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

14.03.2021 11:21
0

Читать все комментарии

1042

С момента появления в 1896 году первого отечественного автомобиля и до производства более миллиона машин ежегодно нашей страной был пройден славный путь.

Выдающиеся российские конструкторы создали более 3 тысяч моделей и модификаций. Но автомототехники, произведённой до 1935 года, сохранилось лишь несколько десятков, произведённой с 1935 по 1955 годы - несколько сотен. Происходит стремительное уничтожение машин последних десятилетий выпуска.

Мы обязаны сохранить уцелевшие образцы техники и исторические материалы в память о людях, создававших эту страну, побеждавших врагов, двигавших её по пути конструкторского и технологического прогресса, и в назидание молодому поколению соотечественников.

Вспомним Усинский тракт - одну из наиболее значимых, живописных дорог Сибири, роль которой, как единственной артерии, соединяющей три братские территории - Красноярский край, Хакасию и Туву - трудно переоценить.

На протяжении почти сотни лет Усинский тракт является основной автомобильной дорогой, связывающей братские народы. Исторически он начинался в Минусинске, являвшемся транспортным центром юга региона. Первый автомобиль для Тувы пришёл в 1925 году именно в Минусинск. Судьбы нескольких десятков автопредприятий и тысяч наших земляков неразрывно связаны с этой магистралью.

Легендарный тракт объединяет не только города и регионы, он объединяет прошлое и настоящее. По нему Тува шагнула навстречу России, навстречу своему будущему.

История автопредприятий Красноярского края, Хакасии и Тувы богата событиями, тесно связана с судьбами тысяч наших земляков, и поэтому крайне интересна для изучения и сохранения.

На территории края существовали несколько предприятий, занимавшихся производством автомобильной, сельскохозяйственной, специальной, военной техники и комплектующих: заводы автомобильных прицепов, комбайнов, тяжёлого машиностроения ("Крастяжмаш"), лесного машиностроения ("Краслесмаш"), судоремонтный, шинный, Щетинкинский авторемонтный завод (село Городок).

Только в Минусинске до 1991 года было около 20 предприятий, основным видом деятельности которых являлась эксплуатация автомобильного транспорта. Среди них - Минусинское автотранспортное предприятие объединения "Тувтрансуправление" ("Тувавтоуправление", "Туваавтотранс"), созданное в марте 1923 года. Минусинское пассажирское автотранспортное предприятие № 5 просуществовало с 1935 по 2012 год.

Назовём и некоторые другие: транспортная контора "Автогужтреста", автотранспортная колонна № 1517, производственное объединение автомобильного транспорта, автоколонна № 1262, автопредприятие "Агроавтотранс" ("Транссельхозтехника"), автоколонна № 3 крайсовета по туризму, автобаза № 11 управления "Красноярсксельстрой", автотранспортный цех "Электрокомплекса", авторемонтные мастерские, автотранспортное предприятие "Агропромстрой", автобаза № 4, экспедиция № 7, строительный участок Красноярского геологоуправления, Зеленоборское автотранспортное предприятие, МТС "Туваагроснаб", "Агропромснаб".

В 1930-1980-е годы Минусинск называли городом шоферов, поскольку существенная часть населения была занята в автотранспортной отрасли. Среди местных водителей - сотни людей, отмеченных трудовыми и боевыми наградами.

Гордостью минусинской земли стали полный кавалер ордена Славы, автослесарь пассажирского АТП Пётр Ефимович Чеботаев, кавалер трёх орденов Красной Звезды шофёр "Тувтреста" Михаил Тимофеевич Булгаков, кавалеры ордена Ленина, шофёры Григорий Герасимович Горшков, Михаил Ефимович Горшков, Алексей Никонорович Соколов.

Минусинск традиционно считается столицей южной Сибири не только благодаря своему географическому положению, но и в силу того, что здесь был создан в своё время крупный транспортный узел.

Концентрация талантливых предпринимателей, квалифицированных рабочих и инженерных кадров, заложенные основателями города культурные традиции, старейший краеведческий музей, созданный Н. М. Мартьяновым при поддержке граждан города, сформировали богатые традиции сохранения историко-культурного наследия.

Наши музеи, имеющие краеведческую направленность, являются значимым дополнением в деле изучения и сохранения новейшей истории города, увеличения его туристической привлекательности. Необходимо понимать, что технические музеи с подобной экспозицией в основном являются привилегией крупных городов и административных центров.

Начало созданию музеев было положено в мае 2003 года. С 2005-го мы ведём ведут активную экспозиционную деятельность, постоянно участвуем в различных мероприятиях. Востребованность музев автомотехники времён СССР подтверждается большим количеством посетителей и многочисленными положительными отзывами.

На сегодняшний день в наших экспозициях представлены легковые автомобили 1930 -1990-х годов выпуска, грузовики 1930-1960-х годов, мотовелосипеды, мопеды, мотороллеры, мотоциклы 1940-1990-х годов выпуска, материалы по истории развития отечественного авто- и мотостроения, строительства и эксплуатации Усинского тракта, истории автопредприятий края, Хакасии, Тувы, истории госавтоинспекции юга края, агрегаты, узлы и детали отечественной автомототехники, коллекция моделей-копий автомототехники, государственные регистрационные знаки и документы, библиотека технической литературы 1920-1990-х годов издания.

Музеи проводят обзорные и образовательные экскурсии, организуют прокат ретротранспорта (торжества, презентации, рекламные акции, экскурсионные поездки), обслуживание, ремонт, восстановление, реставрацию, переоборудование ретротранспорта, реализацию, подбор, оценку ретротехники, документальное сопровождение, реализацию запасных частей и комплектующих для ретротехники, моделей-копий, технической литературы.

Наши музеи имеют большой опыт участия в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, Дню города, Дню автомобилиста, проводившихся на краевом, республиканских и муниципальных уровнях.

Перечень автомототехники (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мототехника), имеющейся в распоряжении музеев, впечатлит, мы уверены, каждого.

Это автомобили ГАЗ-М1 образца 1936 года, ГАЗ-67, ГАЗ-АА образца 1934 года, ГАЗ-ММ, УралЗИС-355В, "Москвич-400-420А" образца 1951 года, "Москвич-401-420", ГАЗ-20Б "Победа" образца 1950 года, ГАЗ-20В "Победа", ГАЗ-12 "ЗИМ", ГАЗ-69. СА (парадный), ГАЗ-69А, ГАЗ-51Р образца 1955 года (такси), ГАЗ-63А. СА (комендатура), ЗИС-150 образца 1955 года, ПМЗ-17, ЗИЛ-157 с лебёдкой СМЗ-С-3А, СМЗ-С-3Д, ЗАЗ-965 "Запорожец", ЗАЗ-966В "Запорожец", ЗАЗ-969В ( ЛуАЗ-969В ) "Волынь", ВАЗ-2101 "Жигули", "Москвич-407" образца 1961 года, "Москвич-423Э"образца 1962 года, "Москвич-410" образца 1957 года, "Москвич-408" образца 1964 года, "Москвич-412" (ИЖ) образца 1969 года, "Москвич-427Э" образца 1967 года, ГАЗ-21 "Волга", ГАЗ-21Д "Волга" ОРУД (ДПС), ГАЗ-22Г "Волга", ГАЗ-24 "Волга", "УралЗИС-355М" АЦПТ-2,2-355М, РАФ-22031-01 "Латвия", ЗАЗ-968МД "Запорожец", ЗАЗ-1102 "Таврия", ЛуАЗ-967М (ТПК), "Москвич-2140", "Москвич-2140-117 Люкс", ИЖ-2125, ГАЗ-24-11 "Волга".

А вот перечень мотовелосипедов, мопедов, мотороллеров, мотоциклов: М-72 ИМЗ, "Иртыш" + В110 "Прогресс" ГАЗ, В-902, ВП-150 "Вятка", МГ-150 (почта), М1М "Минск", К-55, К-58, К-175 "Ковровец", ИЖ-350, ИЖ-49 + БП-56, ИЖ-56 + БП-58, М-72М, 16-В, ЗИФ-77, ЛМЗ-2.158 "Верховина-6", "Рига-3", "Рига-7", РМЗ-2.116 "Рига-16", РМЗ-2.130-01 "Рига-30-Мини", "Вятка-3-Электрон", Т-200М "Тула", М-103 "Минск", М-106 "Минск", ММВЗ-3.112 "Минск", К-175В "Ковровец", "Восход-2", "ИЖ-Юпитер-2К" + БП-65, М-63П "Урал-2" (патрульный), ИМЗ-8.103-40 "Урал-Турист", МТ10-36 "Днепр", Ява-350-634-7, самодельный мотоцикл "Шушенской СЮТ".

Автомобили и мототехника, планируемые для пополнения экспозиции при наличии выставочных площадей: ГАЗ-А, ЗИС-101, СМЗ-С1Л, ГАЗ-72, ЗИС-585, ЗИС-151, МАЗ-200/МАЗ-205/МАЗ-502, ГЗА-651, ЛуАЗ-969М, ВАЗ-1111 "Ока", "Москвич-411", "Москвич-2136"/"Москвич-2137", "Москвич-2141", ВАЗ-2102 "Жигули", ВАЗ-2103 "Жигули", ВАЗ-2108 "Спутник", ИЖ-2126 "Орбита", ИЖ-2715, ГАЗ-24-02/ГАЗ-24-12 "Волга", ГАЗ-3102 "Волга", ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-14 "Чайка", ЕрАЗ-762, УАЗ-469, УАЗ-451Д, ГАЗ-53Ф/ГАЗ-53А, ГАЗ-66, КАЗ-608 "Колхида", ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, "Урал-375", КамАЗ-5320, МАЗ-500, МАЗ-535/МАЗ-537, КрАЗ-250, КрАЗ-255, БелАЗ-540А/БелАЗ-548А, ПАЗ-672, КАвЗ-685, ЛиАЗ-677, БТР-40, БТР-152, БТР-60, М1А "Москва", К-125, М-104, "Восход-1", "ИЖ-Планета-Спорт", "ИЖ-Юпитер-5", МТ-12/МТ-16 "Днепр", МВ-750/МВ-650, ТГ-200, "Рига-2 Гауя", К1Б "Киевлянин", "Рига-1", МВ-042 "Львовянка", МП-043, МП-047 "Тиса", "Верховина-4", "Карпаты", К1В, 62) "Рига-11"/"Рига-13", "Дельта", "Турист"/"Тулица", ТГА-200 "Муравей", "Тула", В-901.

В ближайшее время планируется восстановление до ходового состояния танка Т-34-85 (1944 года), находящегося на площади Победы Минусинска, для прохождения на праздничных мероприятиях и создания экспозиции военной техники с участием Министерства обороны и ДОСААФ.

Среди готовящихся мероприятий - организация детского автогородка с участием ГИБДД, экспозиции пожарной техники с участием МЧС, создание кластера любителей технических видов спорта с участием местных энтузиастов.

И здесь нужно сказать о площадях, необходимых для размещения экспозиций музеев. Для имеющейся в наличии автомототехники - это 1 150 квадратных метров, для планируемой для пополнения экспозиции автомототехники - 1450, для офиса музея (приём посетителей, экспозиция моделей) - 100, для музейной лавки (продажа сувениров, моделей, литературы), магазина по продаже запчастей для ретротехники - 100, для выставки материалов по истории автомобильной и мотоциклетной промышленности (в том числе агрегатов и узлов), автопредприятий и истории Усинского тракта - 100, для комнаты детского автогородка - 50, для технических помещений (автомойка, ремонтные боксы, покрасочный бокс) - 250 квадратных метров. Общая площадь помещений - 3 200 квадратных метров

Кроме того, для осуществления возможности проезда посетителей на ретротехнике, организации детского автогородка, размещения временных выставок и оборотного фонда техники необходима территория площадью около 2 000 квадратных метров.

Общая площадь земельного участка, необходимого для размещения комплекса музеев, должна составить около 5 000 - 5 200 квадратных метров. Именно в этом требуется помощь властей - как минусинских, так и региональных.

Музейный комплекс, включающий в себя "Дорогу памяти", "Усинский тракт - дорога дружбы", "Автомотехника СССР", "История автотранспорта и автопредприятий", может и должен стать гордостью всей Енисейской Сибири.

Владимир МЕЖОВ, Игорь МЕЖОВ, Владислав МЕЖОВ,

создатели и работники музеев:

Минусинск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры